О поэтическом течении:
Символизм — первое и самое значительное из
модернистских течений в России. По времени формирования и по
особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято
выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы,
называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов
и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма —
«младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько
возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных
учений — от взглядов античного философа Платона до современных
символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона.
Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили
идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании
символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов,
доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать
созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов
теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От
художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее
владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в
«недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать
созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.
Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в
эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие
использовалось символистами в двух разных аспектах —
общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении,
музыка для них — не звуковая ритмически организованная
последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова
всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для
символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями
словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование
музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов
порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и
перекличек.
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты
придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и
многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные
оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере
поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной
аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый.
Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала
строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не
с формальными нововведениями.
Символизм пытался создать новую философию культуры,
стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать
новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и
субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос
об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм
искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При
внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике
наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и,
главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
|